Опыт взаимодействия завода «Газпроммаш» с эксплуатационными службами газотранспортных предприятий

(Доклад на совещании руководителей ПОЭМГ и ГРС газотранспортных обществ ОАО «Газпром», Саратов, апрель 2010г.)

Б.К. Ковалев, зам. директора по НИОКР

Современный период технического развития газовой промышленности характеризуется довольно быстрым наполнением рынка газового оборудования высокотехнологичными автоматизированными изделиями и, одновременно, недостаточным количеством подготовленных специалистов для их наладки и обслуживания. В результате такой диспропорции, внедрение новейшего оборудования тормозится, а в целом ряде случаев достоинства запущенного в эксплуатацию оборудования используются далеко не полностью. Известны примеры, когда дорогостоящие автоматизированные одоризационные установки эксплуатируются в режиме обычной капельницы, а в шкафах контроля и управления ГРС нередко совсем не используется связь с информационно-управляющими системами верхнего уровня.

Кроме того, обслуживающему незнакомое оборудование персоналу не всегда бывает достаточно обще технических знаний – требуются и некоторые специальные навыки. Очень часто попытки проведения пусконаладочных работ на новом оборудовании неподготовленными специалистами заканчиваются претензиями в адрес производителя, а представители завода-изготовителя, откликнувшиеся на эти претензии, в свою очередь, не находят никаких неисправностей и запускают оборудование в работу с первого включения. Мы имеем немало подобных примеров при запуске в эксплуатацию подогревателей газа и одоризационных установок производства завода «Газпроммаш». Причем далеко не всегда, озвученные в претензиях, а иногда даже оформленные соответствующими актами, причины неработоспособности оборудования соответствуют первоначальным выводам обслуживающего персонала. Хотя, в целом ряде случаев, мы весьма признательны за своевременные сигналы с действующих объектов о выявленных недостатках.

Вместе с тем завод «Газпроммаш» имеет и много положительных примеров оперативного внедрения нового оборудования. В большинстве случаев это происходит, когда работы ведут квалифицированные наладчики, уже знакомые с данным типом оборудования или, когда специалистов завода-изготовителя изначально привлекают к проведению пусконаладочных работ. Кроме того, хорошо зарекомендовал себя опыт обучения сторонних специалистов в условиях завода «Газпроммаш» практическим навыкам наладки и технического обслуживания отдельных видов продукции с последующим закреплением полученных знаний при совместном с представителями завода проведении пусконаладочных работ на одном из реальных объектов (на договорных началах). В этом случае завод «Газпроммаш» выдает обученным специалистам соответствующий сертификат на право проведения пусконаладки и технического обслуживания указанных в сертификате видов изделий, с сохранением гарантийных обязательств, а также обеспечивает в дальнейшем техническую поддержку и всестороннюю консультационную помощь. Сертификат имеет ограниченный срок действия (как правило – 2 или 3 года), причем завод «Газпроммаш» оставляет за собой право на досрочное прекращение действия сертификата, при некачественном выполнении разрешенных работ. Дополнительным обязательным условием является аттестация специалистов, выполняющих работы на изделиях завода «Газпроммаш», органами Ростехнадзора в установленном порядке. На заводе отработана форма краткосрочного (в зависимости от специализации и уровня подготовки специалистов) обучения небольших групп от 2 до 5 специалистов. В заявке на проведение обучения необходимо указывать должность каждого специалиста и стаж работы в газовой промышленности. После рассмотрения заявки, в адрес заявителя направляется Программа обучения с указанием предпочтительных сроков проведения занятий. В текущем году завод проводит обучение

представителей предприятий-заказчиков по всем выпускаемым видам продукции бесплатно. Предлагаем заинтересованным газотранспортным предприятиям воспользоваться предлагаемой услугой и не откладывать в долгий ящик подачу заявок, поскольку такого рода обучение осуществляется силами специалистов завода без отрыва от основной работы и, поэтому, проводится не чаще одного раза в месяц. Очередной цикл обучения будет в самое ближайшее время организован для специалистов службы аварийно-восстановительных работ ООО «Газпром трансгаз Москва» по их заявке на обучение наладке при запуске в эксплуатацию и техническому обслуживанию подогревателей газа нашего производства.

При наличии на объекте квалифицированного персонала, хорошо знакомого с работой оборудования, значительно упрощается общение между специалистами. Практически все возникающие технические вопросы решаются в рабочем порядке по телефону, при необходимости, с использованием электронной почты. Положительными примерами такого профессионального общения могут служить производственные отношения представителей завода со специалистами ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Газпром трансгаз Уфа», ООО «Газпром трансгаз Сургут» и некоторых других газотранспортных предприятий, а также их инженерно-технических центров.

Такой подход, помимо оперативного решения текущих вопросов, позволяет наладить постоянную обратную связь и получать непосредственно с действующих объектов информацию о ходе эксплуатации изделий завода, а также предложения и пожелания по дальнейшему совершенствованию конструкции и алгоритмов автоматизированного управления тех или иных видов оборудования.

Еще одним способом организации обратной связи со службами эксплуатации газотранспортных организаций являются периодические опросы, (через рассылку анкет) о состоянии эксплуатируемого оборудования и о его реальных эксплуатационных характеристиках. Анкеты составлены таким образом, чтобы максимально упростить пользователю оборудования их заполнение, но при этом позволяют получить достаточно много крайне полезной информации для разработчиков различных видов продукции.

Завод «Газпроммаш» изготовил и поставил для учебного центра ООО «Газпром трансгаз Уфа» тренажер – действующий аналог газораспределительной станции «Газпроммаш-5», функционирующий на сжа- том воздухе. Указанный тренажер позволяет в условиях учебного центра детально ознакомить операторов ГРС с работой технологического оборудования и автоматики ГРС, а также смоделировать и на практи- ке отработать характерные для АГРС штатные и внештатные ситуации.

В сентябре 2009 г., во время посещения ООО «Газпром трансгаз Уфа» руководителями ОАО «Газпром», данный тренажер и основанная на его применении методика обучения персонала ГРС, удостоились высокой оценки. Используя полученный опыт, завод «Газпроммаш» предлагает свою помощь в оснащении учебных классов всех газотранспортных организаций подобным оборудованием. При наличии соответствующих заявок, завод может в кратчайшие сроки изготовить любое требуемое количество тренажеров.

Заслуживает отдельного внимания опыт взаимодействия завода «Газпроммаш» с газотранспортными предприятиями при проведении капитального ремонта газораспределительных станций или отдельно- го, входящего в их состав, оборудования. Следует отметить, что все оборудование ГРС «Газпроммаш» изначально разрабатывается с учетом возможности использования его отдельных узлов и блоков для реконструкции или капитального ремонта действующих ГРС различных производителей. Все завершенные узлы и блоки ГРС пополняют единую базу типовых узлов и самостоятельных изделий, готовых для дальнейшего использования в проектах. Привязка такого оборудования требует лишь небольших конструктивных доработок для минимизации количества промежуточных трубопроводных фрагментов. А если проект привязки выполняется непосредственно специалистами завода или хотя бы с их участием, то упомянутые доработки учитываются при изготовлении оборудования без дополнительных согласований.

Хорошо зарекомендовал себя опыт проведения капитального ремонта подогревателей газа в заводских условиях, в ходе которого анализ состояния и диагностика подлежащего ремонту оборудования проводится в хорошо оснащенных цехах с использованием лабораторного оборудования. Кроме того, такой ремонт не сводится к замене изношенных узлов и деталей, а предполагает, по сути, модернизацию изделия и оснащение его современными средствами автоматизации. Таким образом, подогреватели газа, отремонтированные на заводе «Газпроммаш», могут находиться в эксплуатации еще не менее 10 лет. При этом на ремонтный подогреватель газа оформляется новый комплект эксплуатационной документации и паспорт, с указанием всех замененных частей, заводского номера изделия до поступления в ремонт и первоначального изготовителя.

Подобным образом специалисты завода «Газпроммаш» восстанавливают и продлевают работоспособность не только собственных изделий, но и подогревателей газа других производителей.

Завод «Газпроммаш» готов распространить накопленный опыт на взаимодействие со всеми заинтересованными организациями, включая специализированные предприятия по проведению пусконаладочных, ремонтных работ и сервисному обслуживанию промышленного газового оборудования.