Система качества - осознанная необходимость

Т.А. Палиивец, заместитель генерального директора по качеству

Разумный гонится не за тем, что приятно,

а за тем, что избавляет от неприятностей Аристотель (384 — 322 г.г. до н.э.)

В декабре 2007 года завод «Газпроммаш» успешно прошел сертификационный аудит на соответствие системы менеджмента качества стандарту ISO 9001:2000 в компании Lloyd's Register Quality Assurance и получил сертификат одобрения № SPB 0006338

 

Сертифицированная система менеджмента качества относится к следующей области:

Проектирование и изготовление оборудования для нефтегазовой индустрии. Монтажные, пусконаладочные, ремонтные работы и после-продажное обслуживание оборудования для нефтегазовой индустрии.

Что это за сертификат, и какие гарантии он дает потребителю?

Обеспечение качества - это не разовая кампания. Это замкнутый процесс, который необходимо непрерывно поддерживать и совершенствовать. За качеством недостаточно следить. Необходима система, под управлением которой будет стабильно производиться только качественная продукция. Внедрение системы менеджмента качества по стандартам ISO 9000 позволяет компании повысить качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг до уровня мировых стандартов, обеспечить стабильность качества и создать основу для его непрерывного улучшения. Сертифицировать систему менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ISO 9000 — это значит получить от признанного сертифицирующего органа официальное подтверждение того, что система соответствует самому высокому международному уровню.

Получение заводом «Газпроммаш» данного сертификата гарантирует нашим заказчикам поставки продукции, не просто удовлетворяющей их потребности, но и обеспечивающую эксплуатационную безопасность и надежность.

Что дает сертификат ISO компании, его получившей?

Наличие системы качества, подтвержденное сертификатом, является гарантом «здоровья» и дееспособности предприятия. Наличие сертификата говорит о том, что система на предприятии работает и постоянно совершенствуется.

Регулярный анализ деятельности предприятия, дает возможность вскрыть «хронические заболевания», которые могут проявить себя со всеми вытекающими негативными последствиями.

Система качества нужна нам не только для завоевания престижа, но и для нашей экономической состоятельности. Сэкономим деньги за счет снижения издержек — следом повысится престиж, так как появится дополнительные средства на новые разработки, на проведение маркетинговых исследований, на рекламу, выставки, покупку необходимого оборудования, обучение и многое другое, необходимое для развития и процветания предприятия.

Главное, что мы должны понимать: нам нужна система, реализующая на практике цепную реакцию Деминга: планируй — действуй — анализируй — улучшай.

Только тогда будут реальные деньги, ведь удовлетворяя потребителя мы удовлетворяем и себя, а именно:

  • минимизируем затраты и потери на производство продукции;
  • обеспечиваем минимально возможную себестоимость и, регулируя ценовую политику, добиваемся рентабельности производства;
  • сохраняем потребителей, а следовательно имеем деньги.

Сертификат помогает расширить спектр наших возможностей через расширение рынка сбыта, так как наша качественная продукция не разочарует новых клиентов.

Прежде всего нам, а не нашим заказчикам нужна рентабельность — главная цель системы качества. Но на вершину пирамиды рентабельности «воздвигнуты» потребности потребителя, и это понятно, ведь мы работаем только для потребителя, только он позволяет нам гипотетическую рентабельность превратить в реальные деньги. Потребитель — кормилец, но корыстный. Его интересует все, что касается товара: качество, цена, количество, своевременность и ритмичность поставок продукции, но ему нет дела до нашей рентабельности.

Система качества потому так популярна в цивилизованном мире, что она выгодна, прежде всего с экономической точки зрения. И если такая система функционирует (а не только прописана на бумаге), результаты вполне материальны.

«Неспособность менеджмента планировать на будущее и предвидеть проблемы породила рост трудоемкости, потери материалов и машинного времени, все это увеличило затраты производителя и цену, которую покупатель должен платить. Потребитель далеко не всегда желает возмещать эти потери. Неизбежным результатом является потеря рынка» Э. Деминг.

Этот тезис патриарха теории управления качеством очень хорошо описывает состояние «здоровья» нашего предприятия до внедрения си- стемы. После проведения обследования завода «Газпроммаш» и «установления диагноза» нетрудно заметить, что проводимые профилактические мероприятия, направленные на оздоровление всего организма, дали свои результаты.

Основными составляющими «нашего здоровья», на которые мы сейчас обязаны обратить особое внимание являются:

1. Определение потребностей рынка (качество выбора нашего потребителя);

2. Качество проектирования продукта;

3. Качество процесса производства;

4. Соответствие качества конечной продукции проектным данным;

5. Качество послепродажного обслуживания.

Помимо перечисленных составляющих, для правильного понимания проблем качества, необходимо учитывать следующие положения:

  • «наше здоровье» должно быть ориентировано на потребителя;
  • обеспечение «здоровья» не только техническая функция, реализуемая каким-то одним «органом» (подразделением), а систематический процесс, пронизывающий весь «организм» (всю организационную структуру компании);
  • вопросы качества актуальны не только в рамках производственного процесса, но и в сфере разработки продукции, маркетинга, после- продажного обслуживания и т.п.;
  • повышение качества продукции неразрывно связано с обновлением технологии;
  • общее повышение качества достигается только с помощью экономического интереса участников, задействованных в создании продукции.

Успех нашей компании в конкурентной борьбе за потребителя зависит от того, насколько точно и быстро мы сможем привести свои объекты качества в соответствие со следующими требованиями:

1. Обеспечить качество целей.

Требование качества целей означает делать «правильные вещи», т.е. ставить перед собой ясные и четкие задачи и устанавливать максимальную ценность продукции для потребителя. Качество целей, в свою очередь, определяется качеством планирования и качеством разработки продукции. Качество планирования оценивается тем, насколько полно будут учтены ожидания потребителя в создаваемой продукции.

Качество планирования зависит от поступающей информации о рынке и потребителе. Исследование рынка и анализ конкурентов являются важными инструментами в данном случае. Насколько качественно будет выполнено планирование, ровно настолько меньше будут наши издержки.

Качество разработки (проектирования) будет тем выше, чем меньше корректировок претерпевает продукция на стадии проектирования и после сравнения ценностей готовой продукции с ожидаемыми потребителем. В результате проектирования должен быть разработан не только проект изделия с ожидаемой ценностью, но и вся необходимая конструкторско-технологическая и нормативная документация для его производства.

2. Обеспечить качество исполнения.

Требование качества исполнения означает умение делать вещи правильно с первого раза, обеспечивая минимальные затраты для компании и потребителей.

3. Обеспечить качество эксплуатации.

После того как продукция поступила к потребителю, важно проанализировать весь процесс от момента поступления заказа на продукцию до момента её изготовления. В современной конкурентной борьбе выигрывает тот производитель, у которого протяженность времени обработки заказа минимальна при максимальной ценности продукции для потребителя.

Наличие после продажного обслуживания является решающим для потребителя при решении вопроса о приобретении продукции, а следовательно, одной из важнейших составляющих ожидаемой ценности продукции.

Информация, получаемая нашей компанией в результате опроса потребителей, позволяет целенаправленно проводить работу по непрерывному улучшению качества выпускаемой продукции. В современных условиях рынка потребитель играет роль арбитра, поэтому не учитывать фактор удовлетворенности нашего клиента — дорога к провалу.

Чем меньше расхождение во мнениях потребителя и производителя, тем успешнее функционирует организация.

Если говорить о качестве продукции как о её свойстве, то оно закладывается в продукцию в процессе её разработки и производства, а оценивается при эксплуатации, т.е. когда продукция уже готова и попадает в руки потребителя. Поэтому качество продукции можно и нужно планировать при разработке, как самих изделий, так и процесса их изготовления.

В нашей продукции нуждаются потребители. Они согласны тратить деньги, если эта продукция будет приносить им пользу и работать на них. Все логично. Они не являются пользователями нашей системы качества.

Пользуем свою систему мы сами, и она приносит нам реальную пользу. Мы не должны опасаться проверок, наша система работает на нас, мы с каждым днем становимся чуть-чуть здоровее (завтра чуть- чуть лучше, чем сегодня).

 

Как говорят: «маховик запущен и его уже не остановить».

«Революция означает поворот колеса»

(Игорь Стравинский).

Представьте огромный, тяжелый маховик, массивный металлический диск, укрепленный горизонтально на оси, примерно тридцати метров в диаметре, в два метра толщиной и весом примерно пять тысяч тонн. А теперь представьте, что Вам нужно вращать маховик вокруг оси как можно быстрее и как можно дольше.

Толкая изо всех сил, вы сдвинулись всего на сантиметр и кажется, что все напрасно.

Вы продолжаете толкать, и после двух-трех часов настойчивых усилий удается сделать один полный оборот. Вы продолжаете толкать, и маховик движется теперь немного быстрее, затратив огромные усилия, Вы завершаете второй оборот. Вы толкаете в том же направлении. Три оборота, четыре... пять... скорость растет, шесть... семь... Вы толкаете... восемь... девять... скорость еще больше, десять... одиннадцать... быстрее с каждым оборотом, двенадцать... двадцать... тридцать... пятьдесят... сто.

Затем, в какой-то момент — прорыв! Инерция достигла такой силы, что начинает тащить маховик, оборот за оборотом и его собственный вес работает на Вас. Каждый новый оборот использует энергию, накопленную предыдущим, происходит аккумуляция усилий. Огромный, тяжелый диск летит вперед, и его уже не остановить.

Эта аналогия с маховиком наглядно демонстрирует, что происходит внутри компании, которая осуществляет переход от хорошего к великому. И не важно, насколько впечатляют конечные результаты, превращение хорошей компании в великую никогда не происходит «одним махом». Компании, которые добиваются выдающихся результатов, достигают этого благодаря длительному процессу — шаг за шагом, действие за действием, решение за решением, оборот маховика за оборотом и это путь к долгосрочным , совершенно исключительным, результатам.

Мы сейчас находимся на стадии аккумуляции усилий, на стадии наращивания потенциала. И только последовательные, тщательно выверенные действия позволят вывести наш «маховик» на так необходимый нам всем оптимальный режим.